Путь к успеху выложен трудом

Беседуем с учителем Сулеймановской школы Жалилем Садыковым.

Жалиль Файрузович Садыков трудится учителем в Сулеймановской средней школе. Наша газета не раз рассказывала о работе педагога и конкурсах, в которых он и его ученики принимали активное участие.

Совсем недавно Жалиль Файрузовчи стал победителем в номинации «Профессии верны» 26-го межрегионального конкурса «Учитель года башкирского языка и литературы - 2021». Подведение итогов и церемония награждения прошли в Конгресс-холле «Торатау» г. Уфы. Конкурс был масштабным, он собрал на своей площадке 53 учителя башкирского языка и литературы, в том числе из Челябинской, Оренбургской областей.

Об этом и о многом другом мы беседуем с Жалилем Файрузовичем Садыковым.

 

  • Жалиль Файрузович, добрый день, во-первых хочется поздравить Вас с заслуженной победой. Расскажите о конкурсе. Каким упорством далась эта победа?

  • Здравствуйте. Спасибо за поздравления. Наверное, решающими факторами стали большой опыт работы, уверенность в своих силах и труд. Я в этом конкурсе участвую во второй раз, впервые принимал участие в 2015 году. Можно сказать, что есть небольшой опыт. Но, конкурс 2015 года и конкурс 2021 года – это большая разница. Выросла техническая оснащенность, стало больше этапов, их стало шесть, два из которых: «Мастер - класс» и «Открытый урок» проводились дистанционно, в формате ZOOM. Во время второго этапа мы не смогли доехать до школы из-за отсутствия дороги, спасибо жюри, вошли в положение, урок показал на другой день. И после этих этапов, можно назвать их отборочными, 53 претендента съехались в Уфу. Там уже были четыре следующих этапа, один за другим, в течение одной недели. Это как бег с препятствиями, перепрыгнул один барьер, а за ним следующий и так до финиша. Из регионов должно было быть шесть человек, приехало пять, три учителя из Кунашакского, Сосновского и Аргаяшского районов Челябинской области, одна коллега из Оренбургской области и я. Многие учителя из РБ приезжали с помощниками, у них была сильная группа поддержки, например, была коллега с пятью помощниками! То есть, там очень уделяют внимание результату конкурса, готовятся много и долго.

     

    - Расскажите немного о себе, сколько лет трудитесь в системе образования?

  • В этой сфере работаю с 1996 года с небольшими перерывами. Преподаю историю, географию, башкирский язык и литературу, веду шахматный кружок. Работал в родных Бакаевской и Надеждинской школах, сейчас тружусь в Сулеймановской школе. Башкирский язык и литературу преподаю с 2007 года.

 

- Ваши ученики не раз становились призерами олимпиад по башкирскому языку. Что, на Ваш взгляд, необходимо для достижения победы?

  • За все время работы в качестве учителя родного языка у меня было пять призеров Межрегиональной олимпиады по родному языку и литературе. Назову их поименно. Это мои бывшие ученики, ныне учителя, преподаватели, медики и студенты Шакурова Гульшат, Хуснуллин Эдуард, Мусина Фанзиля, Талипов Рамиль и Шаяхметова Диляра. Это всё бакаевские ребята, всего в олимпиадах участвовало семь детей из Бакаева в разное время. Думаю, что для победы нужен совместный труд учителя и ученика, своеобразный тандем, ориентированный на усвоение и применение новых знаний и умений, развитие памяти, словарного запаса, понятийного аппарата.

     

  • Не однажды Вы и ваши воспитанники были участниками краеведческих конференций. Если можно, несколько слов о работе в этом направлении.

  • Краеведческой работой с детьми занимаюсь давно. Есть призеры районного и областного уровней. Темы исследовательских работ берем разные: этнографические, демографические, исторические, на военную тематику и др. Почему именно такие темы? Это интересно и ребятам, и мне. Я им предлагаю темы и направление, они выбирают, что им нравится и дальше работаем вместе. Вот и сейчас с учениками готовимся к районному конкурсу «Отечество».

    - Жалиль Файрузович, что Вас тревожит на сегодняшний день как учителя родного языка?

  • Как учителя родного языка меня тревожит, что в последние десятилетия наш район сильно сдал позиции в преподавании родного языка. Во-первых, количество школ, преподающих родной язык, сократилось до одной школы. Это, конечно, связано с оптимизацией школ, ведь сейчас нету Азналинской, Бакаевской, Больше-Султановской, где изучению башкирского языка и литературы уделяли серьёзное внимание. Во-вторых, это связано с изменившимся законодательством по выбору языка. Сказывается и нехватка учителей. Всё, что было наработано в девяностые годы, рухнуло, буквально, за несколько лет. Надо помнить, что потерять легко, нарабатывать трудно. Наш район – особенный среди районов Курганской области, имеющий неповторимый национальный колорит. И этот маркер нельзя потерять, надо передавать следующим поколениям.

     

  • Есть ли какие-то принципы в работе и в жизни, которых Вы придерживаетесь?

  • Есть такой принцип: если хочешь, чтобы было хорошо сделано, делай это сам. Я бы добавил еще следующее: делай сам, и научи другого.

     

  • Расскажите о Вашей семье, детях, что берёте за основу воспитания в своей семье? Есть ли в семье Садыковых свои традиции?

  • В этом году нашей семье будет 20 лет. Жена Людмила тоже выбрала профессию педагога, работает с начальными классами, и я думаю, что у нее неплохо получается. Сын Урал сейчас студент 1 курса Магнитогорского педагогического колледжа. Дочь Алина учится в 5 классе, младшая дочь Гульназ – дошкольница. Основа воспитания та же, что и в тысячах и миллионах семей по всему миру: уважение к старшим, помощь младшим, любовь к природе и братьям нашим меньшим, терпение и труд.

  • Спасибо за искренние ответы. Успехов в начинаниях и новых побед!

Вопросы подготовила Елена Аскарова.

 

 

 

    Комментарии

    Все новости рубрики Интервью