Финансовое мошенничество с каждым годом приобретает новый характер. На какие только хитрости и уловки не идут охотники за легкими деньгами, чтобы обогатиться.
21 июля в администрации района прошло тематическое занятие по противодействию финансовому мошенничеству. Организатором мероприятия стала Сафакулевская районная газета «Трудовая слава». Лекция вызвала неподдельный интерес у представителей старшего поколения и молодежи. Провела ее лектор Марина Ахатовна, менеджер по рекламе районной газеты.
Основной причиной финансового мошенничества является внедрение интернет-технологий в банковскую деятельность. Компьютеры, сотовая связь, интернет дают возможность обманывать людей, создавая финансовые пирамиды, компьютерные вирусы, выманивая пин-коды банковских карт. Не все люди успевают следить за развитием технологий. К примеру, старшее поколение плохо ориентируется в интернете. Еще одной причиной бума финансового мошенничества стала пандемия. Люди пребывают в панике, они напуганы неизвестностью. А это уже идеальная публика для мошенников. В условиях ухудшение экономической ситуации люди не желают мириться с бедностью, они согласны на сомнительные аферы, если им обещают за это деньги.
Несмотря на огромное количество новых видов финансовых мошенничеств, одним из самых распространенных способов хищения средств остаются преступления, основанные на психологических методах убеждения, обмана или запугивания клиентов.
Сначала мошенники звонили или присылали сообщения наугад. Теперь метод усовершенствовали: с помощью наводящих вопросов они пытаются выяснить, от чьего имени можно обокрасть потенциальную жертву. Разговор начинается, например, так: «Не узнаёшь? Угадай, кто звонит, с кем давно не виделись!..» Если человек начинает вспоминать знакомые имена, он подсказывает мошенникам подходящую роль. Дальше - как обычно, просьба о деньгах. Сумма часто небольшая. Например: «Мою карту не принимают на заправке, переведи за меня по этому номеру, а завтра отдам». В таких ситуациях, главное - не отвечать на вопросы, а задавать их. Пусть звонящий сам объяснит, кто он и откуда. Скорее всего, он бросит трубку.
Мы привыкли к звонкам робота-оператора, и преступники взяли этот метод на вооружение. Вы берёте трубку и слышите запись, похожую на банковского робота. Он сообщает об изменении телефона, привязанного к вашей карте, просит подтвердить или подождать соединения со «специалистом». Дальше классика: фальшивый «специалист» начинает выведывать ваши личные данные. Либо звонивший представляется сотрудником банка и говорит о подозрительных операциях и списании средств с вашей карты. Всегда во время таких звонков кладите трубку и сами перезванивайте в банк по тому номеру, который указан на вашей карте. Помните, если банк выявит подозрительную транзакцию, он приостановит ее на срок до двух суток. У вас есть 48 часов, чтобы спокойно принять решение: подтвердить или отменить операцию.
В последнее время появились новые схемы мошенничества с порталом "Госуслуг" и участились случаи взлома. Если вы получили письмо с неизвестного адреса, это должно насторожить, письма от "Госуслуг" приходят с одного единственного адреса – no-reply@gosuslugi.ru. Кроме того, письмо от "Госуслуг" всегда дублируется в личном кабинете на портале - это нужно проверить. Обращайте внимание на ссылку, которая приходит в письме - там должно быть написано именно gosuslugi.ru – и не переходите по ней, если обращение вызывает опасение. Официальные рассылки от портала "Госуслуг" носят общий информационный характер и никогда не содержат призывов оставить свой СНИЛС или банковские реквизиты.
Не доверяйте звонкам от незнакомцев и не озвучивайте свои персональные данные. Не отвечайте «да», когда принимаете звонок и не отвечайте на вопросы с неизвестного входящего номера о финансах «да», «нет», «согласен», не называйте свои фамилию, имя и отчество. Используйте вместо этого вариации: «слушаю», «предположим», «возможно», «я не могу ответить на этот вопрос» или задайте вопрос в ответ, например, об источнике ваших личных данных, защищенных законами Российской Федерации.
Подключите смс-информирование об операциях по счету; перед вводом кода подтверждения операции из смс проверяйте параметры операции, содержащиеся в сообщении; установите суточный лимит для совершения операций. Кроме того, старайтесь не переходить по ссылкам из подозрительных электронных писем, не вводите данные ваших карт и пароли на подозрительных сайтах. Всегда проверяйте адресные строки в браузерах.
Осмотрительно использовать публичный wi-fi. Путем подмены точки доступа, которая раздаёт wi-fi. или другими способами мошенники могут контролировать ваш трафик.
Обязательно установите и обновляйте антивирус - хорошая антивирусная программа – это лучший барьер, который вы можете установить между вашим компьютером и кибер-преступниками.
Используйте разные и сложные пароли для различных аккаунтов. Постарайтесь создать пароль длиной как минимум 10–12 символов. Избегайте простых последовательностей, чем больше в пароле разнотипных символов, тем он менее предсказуем.
Также целесообразно иметь две-три банковских карты: одна — зарплатная, вторая — та карта, на которой люди хранятся небольшие резервные накопления для каких-то крупных покупок и отдельная карта, которая в основном находится в пустом состоянии и туда переводить денежные средства для покупок продуктов питания и оплаты в виртуальных интернет-магазинах.
Современные платежные технологии, такие как бесконтактная оплата, повышают безопасность платежей. Платежные данные передаются на небольшом расстоянии и перехватить их практически невозможно. Однако и здесь есть дополнительный уровень защиты: операции свыше 1000 рублей зачастую защищены пин-кодом.
Если избежать мошенничества не удалось, необходимо как можно скорее связаться с банком, выпустившим карту, чтобы заблокировать ее, запросить выписку по счету и написать заявление о несогласии с операцией, обратиться с заявлением в полицию.
Фото Найли Чиняевой.
Комментарии